Архитекторы и проектировщики Фонда посетили уникальный дом-музей архитектора Константина Мельникова

8 и 9 сентября в рамках производственной учебы сотрудники Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага побывали в уникальном доме-музее выдающегося архитектора Константина Мельникова и оценили строительные и инженерные решения, примененные при сооружении этого здания.

Баланс света, воздуха и тепла

Дом Мельникова был спроектирован и построен архитектором Константином Мельниковым для себя и своей семьи в Кривоарбатском переулке в Москве в 1927-1929 годах.

По словам автора, суть его строения состоит в «равноценности и равномерности напряжений, света, воздуха и тепла».

Обладая уникальной архитектурной формой, дом и сегодня сохраняет подлинную мемориальную обстановку, отражающую историю творчества архитектора и жизни его семьи. В 2014 году Дом Мельникова получил статус музея и филиала Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева.

Об истории, особенностях и «философии» необычного объекта сотрудникам Фонда рассказал директор музея Павел Владимирович Кузнецов и главный архитектор Фонда Наринэ Грайровна Тютчева.

В Фонде уделяют особое внимание изучению великого наследия прошлого, необычных идей, нашедших применение в возведении зданий и сооружений. Знакомство с уникальными историческими объектами, посещение площадок, на которых ведутся реставрационные работы, дают особые опыт и знания. Именно это позволяет архитекторам и проектировщикам Фонда в своей работе находить решения, позволяющие бережно относиться к историческому облику объектов, не нарушать первозданный ландшафт Соловецкого архипелага и с успехом выполнять непростую задачу, поставленную перед ними, — сохранять и развивать жемчужину Русского Севера.

Римские термы в центре Москвы

Дом Мельникова — это настоящий кладезь уникальных идей и решений. В доме необычная планировка: он расположен на трех уровнях. Первый уровень – жилой, включающий столовую, кухню, туалет, детские комнаты. Второй этаж – это спальня. И третья часть – гигантская мастерская, где потолки в два раза выше, чем в остальных помещениях дома.

Кроме того, дом практически весь состоит из…окон – это правда. Изначально Мельников придумал очень оригинальную конструктивную сетку. Но когда конструктив был возведен, его осенило: конструктив и надо превратить в основу для фасада! Часть проемов была превращена в окна. Другая часть – заложена, причем интересным составом: мятой глиной вперемешку с рубленой соломой.

Необычное решение во многом диктовалось соображениями экономии. Поскольку все внешние стены состоят из «сетки», удалось сократить расход кирпича в два раза.

Одно из уникальных решений этого дома – это его система отопления и вентиляции. Говорят, Мельников «подсмотрел» идею в римских термах. Холодный воздух засасывается в дом через пилоны с наружной стороны, естественным образом попадает внутрь, а затем по законам физики падает вниз, где расположена калориферная камера. Этот принцип отопления сохранился в неизменном виде до наших дней.

Экспериментальные решения из традиционных материалов

Дом экспериментальный по форме, но абсолютно консервативный с точки зрения материалов: кирпич, дерево, стекло. Но если материалы тут традиционные, то технологии Мельников изобрел свои. Например, в качестве перекрытий были использованы перекрытия-мембраны: деревянная доска ставится на ребро, врезается в другую доску, с шагом в полметра. Получается такая сетка, которая зашивается сверху полом, а снизу потолком. Пол укладывается по диагонали. Потолок – точно так же, но по противоположной диагонали. Перекрытие-мембрана дает жесткость и легкость, что позволяет на диаметре 10 метров обойтись без перемычек-колонн.

При этом Мельников использовал формы, которые не любят архитекторы – цилиндры, треугольники, конусы… Решения сложные в воплощении, но экономные с точки зрения бюджета. Но ведь все это очень сложно строить. В Мельниковском доме все сделано из того, что выпускала в то время советская промышленность. В нем нет красивостей, которые удорожают строительство.

Главный подход Мельникова — изобретать и проектировать одновременно — нашёл живой отклик у сотрудников Фонда. Гости музея отметили, что подобные знакомства с мировыми архитектурными шедеврами позволяют получать дополнительные знания, которые в дальнейшем помогут находить наиболее эффективные решения современных задач.