Продолжаем публиковать выдержки из справочника «Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов». О главном храме Соловецкого монастыря — Спасо-Преображенском соборе.
«…в 1558—1566 годах возводится грандиозное здание Спасо-Преображенского собора. Его сооружение явилось событием необыкновенным, поразившим воображение монастырской братии. Сама идея строительства столь грандиозного сооружения показалась необдуманной и дерзкой. Вот как повествует об этом Житие Филиппа конца XVI века: «И открывает ко братии слово, еже мысли своея к богу о воздвижении церкви. Они же, слышавше недоумением покровени быша, но не смеяху препяти добраго его рачения тихо простирающе беседу, кротце глаголаху, самыя истины приводяще глаголющее слово: аще хощет кто столп здати не прежде ли сед разочтет имения, и аще имать еже есть на совершение, да не егда положит основание и не возможет совершити и вси видящеи начнут ругаться! <…>, откуда имати злато на воздвижение великия церкви». Однако ни затраты, ни сложности организации работ в островных условиях крайнего севера не явились препятствием для возведения монументального храма — главной святыни монастыря. Царем было пожаловано на его строительство 1000 рублей. Заинтересованность московского правительства в создании военно-экономической базы на северных рубежах страны способствовала интенсивному развитию монастыря и широкому размаху строительных работ.
Целый ряд особенностей, присущих архитектуре Спасо-Преображенского собора, выдвигает это сооружение в число уникальных, не имеющих себе подобных памятников древнерусской архитектуры.
По архитектуре собор близок только к соловецкой трапезной палате, что дает основание отнести авторство обеих построек одному мастеру.
Здание образует южную часть центральной застройки монастыря, которая в настоящее время представлена рядом связанных между собой в единый комплекс разновременных и разнохарактерных сооружений XVI—XIX веков. Западным фасадом оно выходит в сторону большого монастырского двора, против Святых — главных крепостных — ворот.
Собор включал в себя шесть малых приделов. В северо-восточном углу располагался Зосимо-Савватиевскпй придел со своей папертью, в диаконнике был придел Михаила Архангела, и еще четыре находились в угловых башенных надстройках: Иоанна Лествичника, Федора Стратилата, 12-ти Апостолов и 70-ти Апостолов. Под алтарем главного храма находилась усыпальница Зосимы.
По описи 1705 года: «… Соборная церковь Преображения <…> каменная о пяти главах з закомарины, а с обою страну тоя церкви две церкви пределные, с южную страну предел собор архистратига <…> Михаила, а с северную страну пределная церковь <…> Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, а в шиях четыре ж церкви пределных. Та церковь покрыта тесом, а главы и бочки и закомарины и на дву пределных церквах главы же и шии обиты чешуею древянною, на главах кресты осмоконечные древянные ж, обиты белым полишным железом, на них для крепости чепи железные. 3 западную сторону тоя церкви в четырех закомаринах писано настенным писмом образ Преображения <…> да образ Благовещения <…> да образ преподобных <…> Зосимы и Савватия соловецких чудотворцев, да образ Филиппа Митрополита да Гермона соловецкаго чудотворца. 3 западную ж страну тоя церкви паперть каменная же без своду, к ней два крыльца каменных ж всходных с лесницы каменными ж, на тех крылцах три бочки, те бочки обиты чешуею древянною, а паперть и десницы покрыты тесом с зубцами, в тех бочках святые иконы…»
Из сборника «Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов», редакция Д.С.Лихачева, 1980 г.