Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов. Свято-Троицкий скит

Продолжаем обзор материалов сборника «Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов». Сегодня расскажем о Свято-Троицком ските, расположенном на острове Анзер. Это центральный храмово-келейный ансамбль острова. В него входит Храм во имя Святой Троицы с колокольней (руины), трапезная (руины) и корпус с келиями. Фонд по сохранению и развитию Соловецкого архипелага провел противоаварийные работы на этих объектах. Ранее были выполнены археологические и другие необходимые исследования и изыскания.

Троицкий скит - Иллюстрация из сборника "Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов"
Свято-Троицкий скит — Иллюстрация из сборника «Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов»

«В ясную погоду к северу от Большого Соловецкого острова виден массив второго по величине острова архипелага, носящего странно звучащее название — Анзеры. Необычно интересна судьба острова, его скитов, связанная с несколькими известными в русской истории именами. Сведений о первоначальном его заселении не сохранилось, но можно предположить, что остров со множеством озер, глубокой морской бухтой, удобной для стоянки судов, был освоен новгородцами и жителями карельского побережья одновременно с Большим Соловецким. Богатый разнообразными угодьями остров сразу же привлек внимание монастыря, и вскоре здесь были построены соляные варницы и рыболовные тони. В конце XVI века монастырь испросил разрешение перенести с Большого Соловецкого на остров Анзеры Никольскую церковь для трудников, постоянно живущих там. В 1583 году это было сделано. Но особую известность остров приобрел в начале XVII века. XVII век здесь, как и во всей стране — время проявления ярких характеров, время напряженных столкновений, непримиримой борьбы за убеждения. В начале XVII века на острове Анзеры поселился пустынник Елеазар, впоследствии местночтимый святой, постриженник Соловецкого монастыря, которого мы видим на иконах и гравюрах, изображающих монастырь, вместе с игуменом Филиппом, преподобными Зосимой, Савватием и Германом. Он был пострижен в Соловецком монастыре игуменом Иринархом. Дата ухода Елеазара в пустынь неизвестна, по мы знаем, что в 1616 году он принял схиму уже на острове Анзеры, следовательно, начало пустынножительству положено не ранее 1612 года, когда Иринарх стал игуменом монастыря, и не позднее 1616 года.

После принятия схимы Елеазар поставил келью около бухты, позднее по имени скита получившей название Троицкой. К Елеазару стали собираться пустынники. В 1620 году здесь была построена деревянная церковь Троицы с приделом Михаила Малеина, патрона царя Михаила Федоровича.

Постепенно скит стал приобретать известность. Он пользуется большим вниманием Михаила Федоровича, который указом 1633 года даровал скиту независимость от монастыря. Вскоре после этого произошло событие, которое вводит остров в большую русскую историю, — сюда пришел московский священник Никита, буду¬щий патриарх, получивший при пострижении в ските имя Никон.

Скит со временем стал многолюдным, и деревянная церковь оказалась мала. Елеазар начал хлопотать о строительстве новой, каменной. Царь в 1638 году дал соловецкому игумену Варфоломею распоряжение выделить строительные материалы и средства на постройку церкви. Но игумены монастыря — и Варфоломей и сменивший его Илья Пестриков — не были заинтересованы в возвышении скита. Они не только не спешили с выдачей средств для строительства, но несдержанный в проявлении симпатий и антипатий Илья задержал в монастыре в качестве узника Елеазара, приехавшего по делам строительства.

Только грамота царя и распоряжение двинского воеводы князя Ромодановского заставили Илью смириться. В 1646 году церковь Троицы с двумя приделами в честь Михаила Малеина и Знамения Богородицы была построена. Как сообщает Соловецкий патерик, вместе свей были поставлены новая трапезная и кельи. Скит сохранял независимость до 1682 года, когда по распоряжению холмогорского архиепископа Афанасия он был возвращен в ведение соловецкого настоятеля с указанием строго наблюдать за пустынниками и распоряжаться ими по своему усмотрению. Причиной тому послужило, вероятно, то, что во время осады в период Соловецкого восстания монастырь получал помощь от скита и через него от поморских крестьян, так как скит не был ни блокирован, ни осажден.

В конце XVII — начале XVIII века скит, как и монастырь, после подавления соловецкого восстания некоторое время пребывает в упадке, по постепенно восстанавливает прежнее положение. В нем, как и в монастыре, в XVIII веке продолжают создаваться каменные сооружения. Так, в 1724 году к Троицкой церкви был пристроен третий придел — Рождественский, который вскоре сгорел и восстановлен не был. В 1729 году построена новая деревянная церковь Зосимы и Савватия, в которую в 1730 году были «за теснотою» перенесены Михайловский и Знаменский приделы. В 1744 году для Михайловского придела была перестроена и расширена западная паперть Троицкой церкви Многие здания скита существуют в наши дни, но со следами позднейших перестроек. Обычно на остров приезжали летом с запада, от северо-восточного побережья Большого Соловецкого острова, где расположилась Реболда — хозяйство, связанное главным образом с рыболовным промыслом монастыря. На остров Анзеры суда приставали в местечке, называемом Кеньга. От него ведет дорога на восток, в Троицкий скит, находящийся в двух с половиной километрах от Кеньги. Дорога поднимается вверх по пологому склону среди пронизанных светом зарослей лиственных деревьев. На вершине холма они обрываются, и перед глазами открывается неожиданный в этих шпротах пейзаж: сбегающий вниз, заросший сочными цветущими травами луг. Он спускается в долину ручья, соединяющего озеро с бухтой.

Фото начала 20 века
Фото начала 20 века

Между озером и бухтой расположились здания скита, ансамбль которого окончательно сложился в XIX веке. Древнейшие постройки слились в сплошной корпус, но фасады позволяют выделить объемы разновременных сооружений. Вероятно, и названия церквей менялись. В последние дни существования скита принято было называть Троицкой самую крайнюю в восточной части комплекса церковь. Она представляет собой восьмигранный широкий столп на невысоком цоколе, грани которого завершаются кокошниками. Над ними в центре возвышается небольшой восьмигранник под шатровой кровлей. Как показывают старые монастырские изображения, этот верхний шатер с люкарнами был увенчан барабанчиком, несущим луковичную главку. Это несомненно, здание XIX — начала XX века. Внутреннее пространство его перекрыто сомкнутым сводом. Стены в поперечном сечении довольно сложного профиля, углы акцентированы лопатками. Очень сложен карниз под кокошниками. Под ним протянулся узор из ромбов, выложенный кирпичом. Внутри здания сохранились росписи маслом по штукатурке. На южной стене — надпись, сообщающая об основании скита, очень плохо сохранившаяся, как, впрочем, и все росписи, в куполе же они сбиты.

На запад от церкви протянулся корпус, во втором этаже которого размещались братские кельи и кельи строителя. В нижнем этаже, как сообщают поздние документы, были трапезная, два погреба. Над кровлей корпуса возвышается восьмигранная колокольня, завершение которой теперь утрачено. Колокольня подчеркивает деление внутреннего пространства корпуса. К востоку от нее в первом этаже — помещение, приблизительно в 60 кв. м, перекрытое сомкнутым сводом, с тремя распалубками в своде на каждой стене над окнами и дверями. Общая высота помещения не более 3,5 м. Пяты свода расположены на высоте 1 м над уровнем пола. Угловые распалубки сходятся. Характер интерьера, качество кирпича позволяют предположить, что оно было построено в середине XVII века. Мягкие линии сводов придают этому помещению — вероятно, — трапезной палате скита — большую пластическую выразительность, столь свойственную древней русской архитектуре. Хочется думать, что это и есть первое кирпичное сооружение на острове. Восточный свод рухнул. Это дает возможность увидеть, что соединение распалубок в углах загружалось диким камнем. С восточной стороны к трапезной должна была примыкать церковь Троицы. Помещение это перестроено и соединяется с новым зданием Троицкой церкви. Во втором этаже принята, как и во всех жилых зданиях XVIII и XIX веков, система комнат, располагающихся по сторонам коридора.

Весь комплекс зданий поставлен на своеобразный стилобат, стенки которого обложены камнем. Вокруг этого комплекса разместились деревянные хозяйственные и жилые постройки. Ни одна из них не повторяет другую. Резные полотенца, детали личин украшают эти скромные хозяйственные сооружения.»

Из сборника «Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов», редакция Д.С.Лихачева, 1980 г.

Противоаварийные работы. Наше время
Противоаварийные работы. Наше время
Противоаварийные работы. Наше время
Противоаварийные работы. Наше время