«В одной из миниатюр рукописи мы видим остров, на нем обнесенные крепостной стеной с башнями и воротами монастырские строения. Расположение ворот по отношению к ближайшим башням, размещение внутри крепости собора, увенчанного шатром, в интерьере которого мы видим икону Спаса, что позволяет считать его главным собором монастыря — Преображенским, — очень близки реальным. На углах собора, на подчеркнутых архитектурных объемах — луковичные главки, что тоже соответствует действительному облику этого здания. Все это позволяет предположить знакомство художника с обликом монастыря в натуре. В этой миниатюре композиция внутрикрепостных построек стремится к симметрии. Соответствующие миниатюры Булатниковской рукописи аналогичны».
«…в миниатюре титульного листа план крепости прямоугольный, в действительности он пятиуголен. Это изменение было внесено в изображение в соответствии со вкусами того времени. Возможно, на их формирование оказали влияние новые тенденции в характере русского градостроительства, проявившиеся уже в конце XV века, когда сложилось представление об обязательной правильности плана. Это заставило автора миниатюры несколько исправить даже и в натуре стремящийся к регулярности план крепости. Эти тенденции были обусловлены новой ролью крепостей в жизни государства. «С переходом от пассивной обороны к активной, с развитием огнестрельного оружия, с устройством раскатов и башен для флангового обстрела предпочтение получает четырехугольная форма укрепления, а при значительных размерах города — многоугольная». Эти новые тенденции выражены и в характере крепости Соловецкого монастыря, но ландшафт, на котором он расположен, не позволил соблюсти абсолютную правильность планировки. Прямоугольник крепости вытянут с севера на юг между стеснившими его бухтой Благополучия и Святым озером».
Источник — «Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов», Д.С.Лихачев, 1980 г.